Что делать, если налоговая инспекция внесла недостоверность?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если налоговая инспекция внесла недостоверность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если территориальная налоговая прислала письмо о недостоверности юридического адреса, это значит, что согласно имеющейся у нее информации фактический адрес компании не соответствует юридическому, который внесли в реестр при регистрации. Иногда компании ограничиваются указанием слишком обширной местности. Например, в уставных документах и ЕГРЮЛ стоит г. Москва. Другой случай — массовая регистрация предприятий по одному местонахождению. Чтобы раскрыть фирмы-однодневки, инспекция проводит проверку на соответствие юрадреса фактическому.

Почему появляются данные о некорректности места нахождения юрлица

Место нахождения компании определяется местом его государственной регистрации на территории РФ (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 ФЗ «Об ООО», п. 2 ст. 4 ФЗ «Об АО»). Наличие достоверных данных о месте нахождения относится к существенным условиям деятельности организации (письмо Минфина России от 29.05.2019 № 03-12-13/38956).

По месту нахождения направляют запросы и иные документы контролирующие органы, проводятся проверки. Если госорган не может связаться с юрлицом по данным, указанным в реестре, или в случае поступления в регистрирующий орган письма о несоответствии юридического адреса от собственника помещения, в котором располагается организация, у ФНС появляются основания полагать, что место нахождения организации недостоверно.

Что делать компании в случае признания сведений недостоверными?

Для исключения негативных последствий, связанных с недостоверностью сведений, компании целесообразно проверять сведения о себе на официальном сайте ФНС в сети Интернет в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Если компания не получала от налоговиков никаких уведомлений и обнаружила в отношении себя запись о недостоверности сведений, то компания должна срочно принимать меры.

Необходимо направить в налоговую инспекцию заявление с просьбой предоставить сведения о проведенной проверке, на основании которой налоговики внесли в реестр «черную метку».

Например, если «черная метка» внесена в случае недостоверности адреса, то компания вправе устранить допущенную недобросовестность путем представления в регистрирующий орган заявления с указанием в том числе текущего адреса и приложением правоустанавливающих документов.

В свою очередь, регистрирующим органом после проведения проверочных мероприятий, будет внесена в ЕГРЮЛ новая запись об адресе юридического лица, изменяющая сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности.

Требования в рамках «встречных проверок».

Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.

Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.

Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.

Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.

Эта связь не обязательно должна быть прямой.

В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.

Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.

Плательщику настоятельно рекомендуется предоставить пояснения. Это позволит предупредить претензии от налоговой и начисление штрафа. Плательщику требуется ответить на уведомление. Сделать это нужно в течение 5 дней.

Ответ на уведомление может составляться в свободной форме. Однако, как правило, при составлении документа используется принятая структура. В ответе должны содержаться пояснения на претензии налоговой. Излагаются они в официальном стиле.

Документ можно разделить на 2 части: реквизиты (адрес налоговой, наименование компании, контактная информация) и непосредственно ответ налогоплательщика. При ответе на претензии следует использовать аргументы. Они подкрепляются пояснительными документами. Можно ссылаться на различные законы. Ответ заверяется подписью гендиректора.

Читайте также:  Двойной вычет одному родителю: как получить

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июля 2013 г. N 61

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ДОСТОВЕРНОСТЬЮ

АДРЕСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В связи с возникающими в судебной практике вопросами по спорам о достоверности адресов юридических лиц при их государственной регистрации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 209-ФЗ подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ изложен в новой редакции, в соответствии с которой в едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Здесь и далее под государственной регистрацией юридического лица понимается в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (статья 1 Закона).

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.

3. Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

5. Собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Такое требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа (статья 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.

Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года статья 61 ГК РФ изложена в новой редакции. Случаи ликвидации юридического лица по решению суда определены в пункте 3 статьи 61 ГК РФ.

6. При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Читайте также:  Решение «земельного вопроса» при УСНО

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

Если получили информационное письмо из налоговой

Такое утверждение означает, что ваш контрагент- поставщик (прямой или в цепочке) не исполнил свои налоговые обязательства. Причины могут быть разные: случайно или умышленно, ошибка в отчетности, использование поставщиком налоговых схем и т.д.

Для вас это не важно, важно то, что вы попали в зону повышенного внимания налогового органа.

Кроме того, летом 2017 появились инструкции ФНС и Следственного комитета по оценке умышленности действий налогоплательщиков по занижению налогов для целей более широкого применения части 3 статьи 122 НК РФ – штраф за неуплату налога 40%, а не 20. Кроме того, налоговым инспекциям вменили в обязанность выявлять, документировать и оценивать действия конкретных должностных лиц организаций, которые привели к необоснованному уменьшению уплаты налогов.

Не стоит забывать и о новой статье Налогового кодекса — 54.1, согласно которой налогоплательщики, фактически, должны доказывать право на применение налоговых вычетов, расходов, льгот. В целях применения ст.54.1 НК РФ уведомление даже о предположении получения вами необоснованной налоговой выгоды сигнализирует, что вы находитесь под контролем и очередная налоговая декларация будет проверяться с удвоенным вниманием.

Ваши налоговые риски возросли.

Реакция на информационные письма описанного характера у предприятий бывает разной. Одни лихорадочно бегут в налоговую, другие молчат.

Полагаем правильные действия – посредине.

Какие документы предоставить в ИФНС при получении уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений о юридическом адресе ООО

КоАП РФ, Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

Быстро (при наличии ЭЦП) и без посещения нотариуса можно внести изменения в ЕГРЮЛ при помощи онлайн-сервиса ФНС Внесение изменений в ЕГРЮЛ
Обратите внимание: изменения в ЕГРЮЛ могут быть связаны с внесением изменений в учредительные документы, либо без внесения изменений в Устав — при этом меняется порядок и формы внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Примерно так.

Инспекция уведомляет, что сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Если не отреагировать на такое письмо, то в ЕГРЮЛ повиснет запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юр. лице Дополнительные сведения: «сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)».

Согласно статье 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержится, в том числе, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического
лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ

1) отказать в регистрации представленных сведений. В этом случае принимается соответствующее решение с указанием основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, поименованные в п. 1 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ [2] ;

  • изучение документов и сведений, имеющихся у налогового органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. Для дачи пояснений п. 12 Приказа № ММВ-7-14/72@ разрешено вызывать любых физических лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проверки сведений;
  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. В силу п. 13 Приказа № ММВ-7-14/72@ налоговики вправе направить запросы в органы государственной власти и местного самоуправления юридическим лицам, нотариусам и иным лицам;
  • осмотр объектов недвижимости. Согласно п. 14 Приказа № ММВ-7-14/72@ осмотр должен проводиться при участии двух понятых либо с применением видеозаписи. Результаты осмотра отражаются в протоколе, который должны подписать все участники осмотра;
  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Специалист или эксперт должен обладать специальными знаниями и навыками и не иметь заинтересованности в результате мероприятий (п. 15, 16 Приказа № ММВ-7-14/72@). В постановлении на проведение экспертизы должны быть указаны данные эксперта, вопросы, поставленные перед ним, а также приведен перечень материалов, представленных на экспертизу.
Читайте также:  Особенности выхода из гражданства Украины в 2023 году

2. После отражения сведений о юридическом лице (подчеркнем, любом лице) в ЕГРЮЛ.

К нам за помощью обратилась компания, которой инспекторы несколько раз высылали уведомления о подтверждении юридического адреса. При этом офис располагался в помещении, которым владеет учредитель организации. Правоустанавливающая документация предоставлялась в ФНС после каждого запроса. Учредитель побывал на нескольких допросах, направлял жалобы в УФНС, просил прислать инспектора для проверки адреса и оформления протокола осмотра.

В своих уведомлениях инспекторы ссылались на результаты проверок. В компании работают охранники, бухгалтер, секретарь, директор и учредитель, которые ни разу не видели налоговиков. Но это не помешало им внести в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности адреса. После этого у компании начались проблемы: банк пригрозил закрытием счета, тендерная комиссия не оформила допуск для участия в госзакупках, контрагенты начали требовать расторжения договоров.

Наши юристы подали возражение на запись о недостоверности адреса, представив актуальные сведения. Документ подкрепили свидетельством о праве владения. Через несколько дней отметка о недостоверности адреса и предстоящей ликвидации ООО в ЕГРЮЛ была устранена, налоговики добавили актуальную информацию.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

Исключение недостоверных сведений из ЕГРЮЛ. Как вернуть честное имя.

  1. Первое: не допустить появления отметки о недостоверности данных. О недостоверности ФНС уведомляет до того, как внести данные в реестр. Решайте проблему на этой стадии. Если процесс запущен, купируйте его, не оставляйте дело на самотек и не теряйте время. Если у вас не указан номер офиса, нужно предоставить полный адрес. Если вы поменяли офис, уведомите об этом ФНС. Если же о недостоверности адреса на вас подал заявление собственник офиса, то надо разбираться в причинах. Возможно, вы накопили долги по аренде, возможно давно не появлялись в офисе и т.п. если нет, то предоставьте в ФНС следующие документы: договор аренды, гарантийное письмо от собственника здания, копию свидетельства о праве собственности, не будет лишним предоставить фото вывески компании, фото самого офиса.
  2. Второе: исправить ситуацию можно и после того, как отметку о недостоверности уже внесли в ЕГРЮЛ. Если вы не согласны с тем, что данные недостоверные – доказывайте свою правоту, подавайте жалобу в вышестоящий налоговый орган, если откажут – обращайтесь в арбитражный суд.

Борьба за достоверность ЕГРЮЛ: сведения об адресах

В настоящее время отделы оперативного контроля и «регистрации» (в основном уже – Единых регистрационных центров, «ЕРЦ») включились «борьбу за достоверность» почти «стахановскими методами»успевают опрашивать подозрительных директоров с почти световой скоростью (а раньше думалось «как они успеют, людей не хватит») развозят на подпись отказные прокламации и вносят записи в ЕГРЮЛ о недостоверности (или того хуже – не вносят запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, а отражают инфу «о дефектности директора» в своей АИС, а потом эта информация используется «в борьбе за НДС», естественно, в пользу государства).
На практике выбор «внести изменения» делают и в случаях, когда есть возможность подтвердить достоверность сведений и даже при наличии ответа налогового органа «о признании достоверности» по личным мотивам и тактическим соображениям «спокойствия», «снижения внимания» и т.п. Такой же выбор закономерно делает почти абсолютное большинство, если запись о недостоверности вносится, а «последствия внесения» такой записи не устраивают – спорить с «НАЛОГОВОЙ», так сказать, «не популярно», по «тактическим соображениям».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *